Занимающийся выращиванием бонсай – это одновременно и садовод, и художник.
Садовод хорошо знает, как растет дерево, как правильно его пересадить, поливать, чтобы его жизнь была долгой.
Художник же видит красоту дерева и стремится создать из него совершенное произведение.
Информацию о методике выращивания бонсай можно найти в книгах, но без личного художественного видения невозможно создать бонсай.
Находясь в поиске вдохновения, бонсаист часто наблюдает за деревьями в естественных условиях.
Формы бонсай были созданы не человеком, а самой природой. Поэтому стили выращивания бонсай соответствуют моделям роста растений в природе.
Бонсай делятся на 10 типов, в зависимости от их характеристик: вечнозеленые, весенние цветущие и другие.
Основные стили бонсай.
Теккан — правильный прямостоящий стиль.
Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева делится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева.
Мойоги — неправильный прямостоящий стиль.
Обладающее стройным, четко выраженным стволом и густой кроной, это дерево имеет форму либо конуса, либо шара. Его ствол условно делится на три части: нижняя голая, без ветвей, что позволяет видеть ствол, корень и кору, средняя и верхняя, где ветви распределены по разным направлениям, причем их размер уменьшается к вершине. Такое дерево лучше всего будет смотреться в одиночной посадке.
Фукинагаси — стиль ствол на ветру.
Это дерево было искусно размещено в контейнере так, что его ствол, ветви и корни все указывают в одном направлении. Если смотреть на него, создается впечатление, что все его ветви постоянно колышутся под воздействием сильного ветра. В качестве подходящих видов растений можно упомянуть сосну и березу.
Сякан — наклонный стиль.
Бонсай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева на ветру тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы — сосна, туя, можжевельники, секвойя, а также лиственные — клён, берёза, липа, дуб.
Сокан — стиль раздвоенный ствол.
Это стиль оформления дерева, при котором два ствола растут из одного корня. Один из них считается “родителем”, а другой – “ребенком”. “Родительский” ствол должен быть толще и выше, а красота дерева определяется эстетической сбалансированностью толщины двух стволов. Такие деревья могут иметь три или пять стволов, и они называются “санкай” или “гокан” соответственно. Посадка может быть симметричной или асимметричной, и подходят различные виды деревьев, такие как ель, сосна, береза, секвойя, вяз и можжевельник.
Хокидати — стиль дерево в форме метлы.
“Хокидаши” – это стиль, в котором дерево имеет прямой ствол и строго центрированную посадку в контейнере. Ветви дерева образуют форму веера или метелки, установленной на ручке. Не все типы деревьев подходят для этого стиля, некоторые из наиболее подходящих включают вяз, дзекликву, клен, кипарис и можжевельник. Однако, другие типы, такие как береза, ива и дуб, не подходят для этого стиля и не могут быть использованы.
Есуэуэ — стиль роща.
Этот стиль включает в себя посадку деревьев одного вида, но разных возрастов, высот и толщин, чтобы создать иллюзию лесного пейзажа. Обычно используются деревья одного вида, хотя для усиления эффекта иногда сочетают вечнозеленые и лиственные породы. Так как три дерева не могут создать впечатление лесной поляны, минимальное количество растений должно быть пять. Для этого стиля лучше всего подойдет овальный контейнер.
Бундзинги — стиль писатель или ученый.
Этот стиль предполагает один или несколько стволов с небольшим искривлением ветвей только в верхней части. Крона дерева должна быть редкой, чтобы не закрывать естественный изгиб ветвей. Этот стиль имитирует природную форму дерева. Некоторые виды деревьев, которые хорошо подходят для этого стиля, включают кедр и сосну.
Кенгай — стиль каскад.
Этот стиль характеризуется стволом дерева, который круто наклоняется к горшку, для создания эффекта водопада. Контейнер для такого дерева должен быть высоким, и верхняя часть дерева может свисать ниже контейнера. Чтобы создать эффект водопада, можно использовать стол с высокими ножками, на который ставится горшок с растением. Для этого стиля подходят растения, которые легко сгибаются и образуют каскад, например, азалия, можжевельник и кизил.
Хан—Кенгай — стиль полукаскад.
Этот стиль предполагает горизонтальное расположение ствола и ветвей дерева по отношению к горшку и может опускаться до середины высоты горшка. Он подходит для создания эффекта водопада и может использоваться с различными видами растений, включая кизил, можжевельник, сосну, азалию и плющ.
Неагари — стиль дерево стоящее на корнях или обнажённые корни.
Этот стиль предполагает наличие корней, выступающих из земли и придающих стволу дерева необычный вид. Он подходит только для тех растений, которые образуют воздушные корни, таких как фикус Ретуза, фикус Бенгальский и фикус Пумила. Эти фикусы быстро образуют воздушные корни, которые сплетаются между собой, создавая уникальные формы и придавая дереву особый шарм.
Икада — стиль плот.
Этот стиль отличается тем, что дерево высаживается горизонтально, а его ветви обрабатываются таким образом, чтобы они выглядели как стволы. Это достигается путем укоренения старого ствола и ветвей, создавая новые корни.
Для этого стиля подходят такие растения, как можжевельник казацкий, бересква и фикус, которые обладают высокой способностью укореняться и образовывать новые побеги.
Сэкижежу — стиль дерево на камне.
Этот стиль подразумевает, что дерево своими корнями обвивает камень или скалу, которая может быть частично погружена в землю в контейнере. При посадке растения на скале необходимо проявлять творческий подход и учитывать природные особенности, включая асимметрию. Не следует размещать ствол в центре поверхности скалы, а нужно стремиться к тому, чтобы корни равномерно ее обвивали. Два корня, расположенные почти параллельно и крепко цепляющиеся за выступы, создают желаемый эффект. Для этого стиля подходят различные виды растений, включая сосну, клен, гинко, можжевельник, фикус и кедр.
Таримики — стиль дерево без коры.
Этот стиль подразумевает удаление коры со ствола дерева, чтобы имитировать вид мертвого дерева. Этот вид может быть достигнут естественным путем, когда дерево подвергается удару молнии, и часть его становится обгоревшей, но другая остается живой. Этот стиль является сложным и требует осторожности при удалении коры, чтобы не повредить все растение.
Банкой — стиль закрученный ствол.
Этот стиль заключается в том, что ствол дерева закручивается в плотный узел у основания. Он подходит для таких деревьев, как фикус или гинко. Важно использовать молодые деревья, чтобы ствол мог изгибаться, не ломаясь. В процессе роста дерева части ствола, связанные в узел, утолщаются и со временем соединяются, образуя красивое утолщение.
Кабудати — стиль с несколькими стволами.
Кабудати – это стиль садоводства, при котором множество стеблей растения растут из одного основания или “пня”. Этот метод требует выбора растений, способных быстро восстанавливаться из прикорневой поросли в случае гибели главного стебля. Некоторые из наиболее подходящих растений для этого стиля включают вяз, граб, кармону, сериссу и мальпигию, происходящие из тропических и субтропических регионов.
Сожу — стиль с двумя стволами.
Сожу – стиль бонсай, который включает два соединенных ствола. Этот стиль легко создать, выбрав два дерева одного вида, но разных размеров и посадив их близко друг к другу. Все виды деревьев могут использоваться для создания этого стиля бонсай. Смешанные стили также возможны, и среди посаженных деревьев может быть одно в стиле Таримики.
Самое главное — не забывать, что вид бонсай должен быть естественным, как в природе.
И не забывайте, что лучший бонсай смотрится в флорариуме!